История храма

Село Васильевское (Шуйский р-н, Ивановская обл.) стоит на реке Матне, на перекрёстке древних дорог, и встарь именовалось как Матнинский стан. Первое упоминание относится к 1554 г. Здесь была вотчина царя Василия Шуйского, место его соколиной охоты («Княжий двор»). В XVII веке после Смуты село принадлежало роду Черкасских, с 1741 года – роду Шереметевых.
В XVII в селе существовала деревянная церковь Михаила Архангела. Первая каменная церковь (Николая Чудотворца с приделом Михаила Архангела) была построена в 1758 г. Затем была возведена церковь Грузинской Богоматери. В 1802 г. Пётр Корсаков, крепостной зодчий князя Трубецкого, соорудил пятиярусную колокольню и ограду. По углам ограды были размещены башни-часовни с пристройками богадельни и архива с кладовыми. Роспись в Троицком храме была выполнена в 1828 г. тейковским иконописцем Тимофеем Медведевым. В первой трети XIX века к комплексу добавилась церковь Николая Чудотворца (зимний храм).
В 1767 г. императрица Екатерина II побывала во Владимире. «Запущенность» Успенского собора её удивила, и она выпустила указ о его «реставрации». Древний обветшалый иконостас, состоящий из икон начала XV в. кисти Андрея Рублёва, Даниила Чёрного и других иконописцев их круга, был списан в храмовое хранилище. В 1768 г. иконостас (состоящий из 29 икон) купили жители села Васильевского и разместили его в только что построенном Троицком храме. В 1918 г. древние шедевры обнаружил учёный И. Грабарь, вывезя одну икону («Вознесенье») в Москву для консультаций и исследования. В 1923 г. из Васильевского были вывезены оставшиеся 26 икон. Судьба двух икон неизвестна: след одной затерялся в окрестностях Васильевского. Четыре иконы Васильевского чина ныне находятся в Русском музее, остальные – в Государственной Третьяковской галерее.
В XIX веке село находилось на почтовом тракте, соединявшем Нижний Новгород и Санкт-Петербург, называвшимся Аракчеевской бульварной дорогой (в окрестностях сохранился в девственности 8-километровый участок). Выгодное расположение села на перекрёстке торговых путей, близость одной из крупнейших в России ярмарок в с. Парском, способствовали развитию села. В начале XIX века в Васильевском было немало каменных домов, улицы были замощены, а к храмовому комплексу в селе в 1828 г. добавилась кладбищенская Успенская церковь.
Церковь Троицы представляет собой пятиглавый четырёхстолпный храм с трёхчастной апсидой, низкой трапезной и сильно вынесенным крытым крыльцом на западном фасаде. Луковичное завершение крупных световых глав (кроме центральной) утрачено. Церковь выдержана в стилистике соборных храмов 17 в., хотя штукатурные классицистические детали, появившиеся в кон. 18 в., после пожара (тянутые карнизы, треугольные сандрики и капители), прикрывающие первоначальное убранство, придают ей облик более позднего сооружения. Фасады двусветного четверика расчленены лопатками на три прясла с ложными дугами закомар в аттиковом ярусе, отделённом карнизом. Между ярусами окон также проходит пояс с пилой и рядом сухариков. Крупные проёмы, обычные для 17 в., первоначально имели килевидные очелья. Одно из таких очелий, срубленное под поздний декор, явственно проступает из-под обвалившейся штукатурки над восьмигранным окном (средняя ось верхнего света на западном фасаде), а килевидные порталы боковых входов в верхней части закрыты примыканием поздних крылец. В то же время крупные, прорезанные арками барабаны глав декорированы классицистическими пилястрами. Главный западный вход выделен крытым крыльцом со сложной фигурной кровлей. Его фасады украшены пилястровыми портиками с треугольными фронтонами.
Интерьер четверика перекрыт коробовыми сводами, ориентированными по сторонам света, с подпружными арками, опирающимися на крещатые столбы со срезанными внутренними углами; центральная и угловые ячейки - со световыми барабанами на парусах. Трапезная раскрыта в храм тремя проёмами; её высокий коробовый свод разделён двумя продольными подпружными арками и имеет глубокие распалубки. В алтарной части - цилиндрические своды с конхами; крыльцо перекрыто коробовым сводом.
Клеевая роспись исполнена иконописцем из с. Тейково Тимофеем Медведевым в 1828 г., о чём свидетельствует храмозданная запись на восточной грани северо-западного столба. В кон. 19 -нач. 20 в. живопись поновлялась маслом в нижнем ярусе стен, столбов и в алтаре. Утрачена в боковых главах, частично на сводах и стенах четверика, в алтаре, в первом ярусе колокольни. Роспись - выдающийся памятник палехско-шуйского круга, в котором сочетаются различные стилистические направления: в гризайльном декоре прослеживаются признаки классицизма, в композиционном построении сцен и трактовке фигур видно влияние барокко. Яркие, сочные, чистые цвета, контрастно подчеркивающие друг друга, усиливают декоративность общего впечатления.
Система росписи хорошо соответствует сложным архитектурным членениям интерьера. В главном куполе традиционно помещена "Новозаветная Троица", в парусах - евангелисты, на нижней стороне подпружных арок - пророки в медальонах. В шелыгах арок написаны ветхозаветные сцены. На сводах пространственного креста представлены сцены "Страстей" (восточный свод) и Ветхого Завета (остальные). В люнетах преимущественно расположены ветхозаветные сцены, лишь на восточной стене изображены "Преображение" и "Моление о чаше", а на южной - "Тайная вечеря" (восточная сторона).
На стенах композиции размещены в четыре яруса. В верхнем ветхозаветные сюжеты вписаны в прямоугольные рамы с широкими живописными тягами. Два средних яруса (на уровне окон верхнего света) заполнены евангельскими сценами; проёмы окон фланкированы рисованными узкими ионическими пилястрами. В нижнем ярусе гризайльные полуколонны с композитными капителями фланкируют проёмы окон и порталы, создавая ритмическое членение всех трёх стен; в промежутках между колоннами написаны евангельские сюжеты.
На столбах в четыре яруса помещены святые воины, мученики, преподобные. В конхе алтаря - "Ветхозаветная Троица", на стенах - апостолы, московские митрополиты и сцены из Ветхого и Нового заветов. В своде первого яруса колокольни сохранились небольшие фрагменты композиции "Страшный суд".
Церковь Николая Чудотворца, служившая зимним храмом, перестроена в 1-й пол. 19 в. (по-видимому, в 1830-е гг.) в формах позднего классицизма со значительным расширением объёмов. Окна второго света перетёсаны из круглых в полукруглые. Относительно невысокий, но крупный по размерам храм с характерной для провинциальной архитектуры упрощённой профилировкой деталей.
Основу композиции составляет квадратный в плане двусветный четверик с пологим куполом на низком глухом ротондальном барабане. К четверику примыкают апсида и широкая трапезная с притвором. Боковые фасады основного объёма и западный фасад притвора отмечены большими тосканскими портиками с фронтонами. В лаконичном убранстве, помимо тянутых профилей, поясков и карнизов, обращают на себя внимание несколько архаичные огибающие лопатки на углах четверика и крупный дощатый руст до уровня двух третей высоты трапезной, создающий эффектный фон для трёхчастной композиции окон на её боковых фасадах: среднюю ось здесь фиксирует итальянское окно в пилястровом портике; боковые окна, как и на апсиде, завершены гребешками клинчатых перемычек. Особую масштабность храму придают расположенные по сторонам света на ротонде крупные полукружия ложных окон. Интерьер основного объёма перекрыт глухим уплощённым куполом на парусах и открывается широким проёмом в трапезную и тремя арочными - в апсиду, перекрытую конхой. Средняя часть трапезной, равная по ширине четверику, перекрыта коробовым сводом, а боковые, где помещались приделы, отделённые каждый двумя столбами с переброшенными между ними арками, имеют монастырские своды с распалубками над проёмами.
В окнах трапезной сохранились решётки крещатого рисунка и столярка с килевидной расстекловкой.
Церковь Грузинской Богоматери. Относительно небольшая, но стройная и высокая церковь, формы которой характерны для местной традиции сер. 18 в., играет заметную роль в панораме комплекса. В трёхчастной композиции вытянутых по продольной оси объёмов доминирует одноглавый двусветный четверик. К нему примыкают пониженные до уровня первого света и равные ему по ширине трапезная и полукруглая апсида. Близость их размеров и гуськовый профиль гранёной купольной кровли четверика, несущей узкий восьмигранный световой барабан луковичной главы, говорят о барочном влиянии. Это впечатление в значительной степени усилила гранёная (четверик со срезанными углами) пристройка притвора 19 в. у западного фасада.
Углы объёмов отмечены широкими лопатками, а ярусное членение стен фиксируют пояски с двухрядной пилой. Над верхним из них - в завершении фасадов - размещены декоративные кокошники (по три с каждой стороны) с уступчатыми дугами архивольтов. Проёмы расположены по двум осям, боковой вход имеется только на северном фасаде, на средней оси. Крупные окна с лучковым верхом помещены в рамочные наличники со щипцовыми фронтонами и колонками (во втором ярусе). Основные грани притвора оформлены колонными портиками, обрамляющими арочные вход и ниши. В узких гранях аналогичные ниши и проёмы дополнены барочными филёнками вверху. Притвор был завершён крупным сплюснутым фигурным куполом с главой.
Интерьер четверика перекрыт сомкнутым восьмигранным сводом со световым кольцом, трапезная - однолотковым, а поздний притвор - восьмилотковым. В апсиде, связанной с храмом тремя арками, - конха. На своде основного объёма сохранились остатки живописи маслом 19 в. Колокольня над главным западным въездом на территорию комплекса - одно из наиболее примечательных сооружений подобного рода в Ивановской обл. Первоначально её оштукатуренные стены красились в тёмно-красный цвет, на фоне которого выделялись побелённые детали. В стройной композиции (четыре яруса с полуярусом) привычная схема постановки восьмериков на четвериковом основании несколько наивно сочетается с формами зрелого классицизма. Наряду с небольшой главкой на гранёном барабане, венчающей купол с люкарнами, это делает колокольню не только памятником своего времени, но и сугубо традиционным местным сооружением.
В соответствии с этой традицией массивный нижний четверик с полуярусом над ним играет роль парадных ворот. Благодаря рустовке стен и обрамлению высокой арки парными дорическими колоннами с раскрепованным над ними антаблементом этот ярус приобретает вид своеобразной триумфальной арки. Три верхних восьмериковых яруса прорезаны арками звона. Эти ярусы последовательно уменьшаются в плане, а их диагональные грани выделены раскреповками и украшены филёнками или колонными портиками (в верхнем ярусе, на гранях которого чередуются сквозные и ложные арки, колонны поставлены по углам). Проёмы слегка заглублены в ниши, их обрамляют архивольты с замковыми камнями и пилоны с профилированными импостами. В убранстве ярусов, разделённых развитыми профилированными карнизами с сухариками и кронштейнами, широко использованы разнообразные по форме филёнки. В устоях нижнего яруса по сторонам проезда размещены подсобное помещение и внутристенная лестница.
Церковь Успения расположена на краю села, у западной стороны кладбищенской ограды, ворота которой примыкают к юго-западному углу колокольни храма. С другой стороны от ворот - сторожка, стилистически нейтральная. Все сооружения кирпичные, оштукатуренные. Кованую решётку ограды отличает тонкий рисунок в виде стрельчатых арок. Крупное и выразительное сооружение выдержано в строгих формах зрелого классицизма. Основной объём представляет собой стройную ротонду на четверике с крупной апсидой алтаря. Редким является завершение купольного покрытия ротонды пятиглавием (центральная главка световая). Трапезная, более широкая, чем четверик, связана вытянутым поздним притвором-галереей с вынесенной за линию ограды трёхъярусной колокольней, увенчанной небольшой главкой на куполе. Монументальность четверика усиливают колонные портики его боковых фасадов, выдвинутые на общую линию со стенами трапезной. Внутри портиков - традиционная трёхосевая композиция с высокими арочными проёмами нижнего яруса (средний - вход) и круглыми верхними. Аналогичные по форме проёмы в два света помещены на рустованной стене апсиды и боковых фасадах трапезной, где центральная ось подчёркнута трёхчастной композицией итальянского окна. Арочные проёмы ротонды расчленены парными трёхчетвертными колонками в простенках. Высокая арка первого яруса колокольни обрамлена портиком из двух колонн и двух пилястр на флангах. Проёмы среднего, рустованного яруса имеют лучковые перемычки и дополнены овальными нишами по сторонам. Раскрепованные углы верхнего четверика рустованы, арки звона фланкированы полуколонками.
Основной объём перекрыт куполом со световым кольцом в центре, ротонда опирается на широкие паруса. Трапезная перекрыта лотковым сводом, конха апсиды прорезана распалубками над верхними проёмами. В окнах уцелели кубоватые решётки.
Клеевая роспись сер. 19 в. сохранилась фрагментарно в куполе, где написана "Новозаветная Троица" в академической манере.

ГАИО. Ф. 862. Оп. 1. Д. 31. Л. 1.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. - Иваново, 2002-2005. - Ч. 3.  - С. 555-556.